Перенасыщенность отечественного информационного пространства «горячими» новостями и иже с ними результатами резонансных журналистских расследований значительно понизило градус их восприятия рядовым обывателем. Даже неординарный случай отравления ртутью серого кардинала фракции БПП в парламенте И. Кононенко ожидаемого «ажиотажа в массах» не вызвал. Ну отравили, так и не впервой, — достаточно вспомнить В. Цушко, эпопею с поиском злодеев, покусившихся в разгар выборной кампании на здоровье Виктора Ющенко и т.д.
Но известие (подтвержденное из нескольких источников) о том, что в одну из лучших клиник Вены, в связи с обострением онкозаболевания, поступил и был прооперирован 61-летний предприниматель, гражданин Венесуэлы и Израиля Александр Ангерт, вызвало заметную реакцию в кругах заинтересованных. Ухудшение состояния здоровья бывшего одессита, а ныне преуспевающего лондонского денди, стало приоритетной темой для обсуждения среди лиц, как имеющих существенные бизнес-интересы в Одесском регионе, так и многочисленные наколки на различных частях тела, свидетельствующих о высоком статусе их обладателя в мире криминальном.
Данное обстоятельство обусловило интерес редакции ОРД к данной персоне, сочетающей в себе выдающиеся способности в бизнесе, с антисоциальными методами преумножения капитала, сделавшего коррупцию «визитной карточкой» своей огромной бизнес-империи.
А. Ангерт (Ангел)
Об уровне влияния Александра Ангерта на процессы в Южной Пальмире, как обычно, емко высказался бывший губернатор Одесской области Михеил Саакашвили: «…Составом мэрии (одесской) управляет даже не Труханов, а некий Ангерт – мафиози 1990-х, и они вместе с Жуковым, родственником Абрамовича, владеют большей частью Одессы».
В перечне контролируемых тандемом через посредников бизнесов источники называют крупнейший одесский рынок «Привоз», несколько строительных компаний, долю в одесской ТЭС, многочисленные активы в нефтяной и банковской сфере и т.д., — несть им числа. Также в перечне наиболее прибыльных «активов» — огромные связи и авторитет в криминальном мире Одессы. Несмотря на проводимые Национальной полицией реформы и регулярные ротации силовиков в южном регионе, Ангерт по-прежнему обладает всей полнотой власти в воровской общине «жемчужины у моря».
Но как смог бывший одессит, криминальный авторитет Ангел достичь и закрепится на таких позициях как в легальном бизнесе, так и «по ту сторону закона»? Кто сейчас ответит на этот вопрос? Но тот факт, что Ангел играл заметную роль во всех политических, экономических и криминальных разборках второй половины 90-х годов в Одессе, - сомнению не подлежит.
Итак, проследим тернистый путь нашего героя к одесскому криминальному и бизнес Олимпу. Родился будущий «Дон Корлеоне» в Одессе 24 декабря 1955 года. Тогдашняя местечковая блатная романтика определила судьбу Ангела, который к звучной кличке и к 25 годам сумел добавить участие в совершении нескольких тяжких преступлений.
При этом процесс отъема у теневых «цеховиков» нетрудовых доходов не всегда проходил гладко, и в перечне «дел», инкриминируемых Ангелу, значится убийство с целью ограбления (ст. 92, 142 УК УССР). В 1980 он был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу, который после апелляции был заменен 15 годами лишения свободы.
Кто так усердно «молился» за спасение души будущего криминального авторитета, мы уже не узнаем. Очевидно, тот некто также был «ангелом» в чине не ниже полковника, поскольку по отбытию двух третей срока в 1990 году Ангел освободился из мест лишения свободы по болезни, имея на руках справку об освобождении и справку с диагнозом – «рак желудка». Указанное предопределило дальнейшее многолетнее сотрудничество Ангела с «конторой», отдельные руководители которой в условиях коммерциализации силовых структур имели от сотрудничества «свой бубновый интерес».
К дате освобождения Ангела из мест лишения свободы одесская «гопота» бомбила коммерсантов и «цеховиков», и организовываться в классические ОПГ не желала. Город был поделен между мелкими криминальными группировками, «крышевавшими» бизнесменов и предпринимателей в районе проживания большинства своих членов. Долю малую с торгующих на «Привозе» и Центральном рынке Одессы получали братки из бригад Ягодки и Жоры Стоянова. Порт и прилегающую территорию контролировала бригада Стаса, район Черемушки – Томаль. В районе Таирова в авторитете был Бацилла, а в поселке Котовского – Галушка и его бойцы.
И над всей этой суетой и неразберихой, когда все было перемешано и четких границ влияния между бригадами не существовало, возвышалась мощная фигура Виктора Павловича Куливара, по кличке «Карабас». На сходке воров, состоявшейся в Южной Пальмире в 1990 году, он был поставлен «смотрящим» над городом, хотя «вором в законе» не был.
Виктор Кулевар (Карабас)
Карабас взял на роль себя третейского судьи в криминальном мире Одессы и фактически создал одно из первых в стране ОПС (организованное преступное сообщество). Имея небольшую личную бригаду, Куливар контролировал всю Одессу и ему подчинялись все группировки общей численностью не менее тысячи человек. Оценив все преимущества сотрудничества с Карабасом, к нему присоединился Ангерт, возглавив т.н. «экономический блок» в его бригаде.
Используя авторитет лидера и потенциал вошедшего в бригаду Карабаса - представителя солнцевского ОПС Александра Радванского (Саша Большой), Ангел активно разрабатывает и реализует теневые схемы, коррумпируя чиновников городской администрации и руководителей одесской милиции. Должное внимание уделяется и столице, куда инвестируются огромные теневые средства и при посредничестве коррумпированных чиновников легализуются через проекты в сфере недвижимости, досуга и гостиничном бизнесе.
Не без влияния Ангела в южном регионе страны формируются классические ОПГ, объектом внимания которых становится не мелкое выбивание «дани» из предпринимателей и получение процента от контролируемого цыганами наркотрафика, а серьезные операции с землей, недвижимостью, перевалкой нефти, и главное – установление контроля над контрабандными каналами.
В результате реализации «новой экономической политики» Виктор Куливар устанавливает контроль над всем нефтяным портовым бизнесом, доверив получение прибыли Ангелу. Под предлогом защиты интересов Карабаса, который все более отстраняясь от дел бригадных, входил в легальный бизнес, Ангел сформировал собственную боевую бригаду и замкнул на себя большинство финансовых потоков группировки.
21 апреля 1997 года на ул. Асташкина, у входа в баню был убит Виктор Павлович Куливар. Киллер стрелял из пистолета-пулемета «Скорпион», лишь 6-й выстрел оказался смертельным – пуля по касательной попала в висок. Карабас скончался в больнице от потери крови вследствие огнестрельных ранений. Убийство авторитета осталось нераскрытым, но многие в Одессе уверены, что услуги киллера оплатил его ближайший помощник Ангел.
Так ли это, — кто знает, но факт — после убийства Виктора Куливара именно Александр Ангерт становится наследником его империи и превращается в самую значимую личность криминальной Одессы.
Период, после убийства Куливара и вплоть до эмиграции, криминальную биографию Ангела можно описать как «перманентная война за сферы влияния и бизнес-интересы». В Одессе началась знаменитая бандитская вендетта, сопровождающаяся ежедневными разборками со стрельбой и взрывами. Местные бизнесмены для улаживания своих бизнес-конфликтов приглашали братков и сами становились жертвами ответных боевых акций.
Самым мощным противником бригады Ангела после смерти Карабаса становится ОПГ Георгия Стоянова, которая до 1997 года считалась в Одессе самой многочисленной (до 100 чел.) и влиятельной.
В результате кровопролитных «боевых действий» практически все боевики ОПГ «Стояна» были ликвидированы, а сам криминальный авторитет бежал в США.
Также эффективно боевиками Ангела была разгромлена ОПГ Сергея Ершова (Кацап), группировка которого в 90-х была одной из самых влиятельных в городе. Пережив несколько покушений (в результате одного из них был убит охранник, а супруге Ершова оторвало ногу) Кацап прекратил борьбу и покинул Одессу.
Со второй половины 90-х годов привлекательный в экономическом плане одесский регион становится одним из наиболее криминогенных в Украине. Чередой идут убийства бизнесменов, журналистов, криминальных авторитетов, судей и рядовых братков. На Таировском кладбище появилась целая «братковская» аллея.
Жертвами ликвидаторов становятся известные в городе люди: президент СП «Бипа-мода» Аркадий Табачник, редактор газеты «Вечерняя Одесса» и депутат горсовета Борис Деревянко, бизнесмены Арбиев, Карпов, Серов, Згинек и т.д.
Без сомнения, «бандитский беспредел» и непрекращающиеся криминальные войны изрядно досаждали Ангелу. А его самый перспективный бизнес–проект — международная торговля оружием сулил как огромные барыши, так и требовал стабильности.
Поступающие из воюющего Приднестровья партии оружия, из Одесского порта направляются заинтересованным странам и частным лицам при полном попустительстве украинских силовиков.
Но в 1994 г. произошла досадная «засветка», вследствие которой персоной Александра Ангерта заинтересовались спецслужбы западных держав. Итальянскими правоохранителями было задержано судно «Ядран Экспресс», которое направлялось из Украины в Хорватию в разгар войны в бывшей Югославии. Судно транспортировало 30 тысяч автоматов Калашникова, 400 управляемых ракет, 10 тысяч противотанковых гранат и 32 миллиона патронов, что грубо нарушало санкции ООН.
Итальянская прокуратура установила собственников судна ООО «Евротерминал», владельцем которого значилось несколько кипрских офшорных компаний. Изучив всю офшорную цепочку, итальянцы установили конечных владельцев, двух кипрских юристов Маркоса Георгиадиса и Фивоса Пелидиса, специализирующихся на создании офшорок для клиентов из СНГ.
Допрошенные сотрудниками Интерпола киприоты отпираться не стали и сдали конечных бенефициаров. Полученная информация позволила итальянской стороне выдвинуть обвинение в торговле оружием нескольким известным в Одессе лицам — А. Ангерту и его компаньонам Леониду Минину и Александру Жукову. В это же время в связи с громким оружейным скандалом персоной Ангела заинтересовалась Национальная служба криминальной разведки Великобритании, жандармерии и полицейские службы нескольких стран Европы, ФБР США. Лишь родная «контора» берегла репутацию Ангела, в упор не замечая его «шалостей с тяжелым вооружением».
Сложившаяся к концу 90-х годов ситуация вынуждает Ангерта покинуть город у моря и податься в эмиграцию. К принятию столь важного решения его без сомнения побудило сочетание нескольких факторов.
Во-первых: непрекращающиеся криминальные войны, что определяло полулегальный образ жизни очень состоятельного бизнесмена и членов его семьи.
С 1997 года боевики ОПГ «Томаля» начинают с «ангеловскими» очередную войну за сферы влияния; зашедшие в город «черные бригады», сформированные из уроженцев Кавказа, мертвой хваткой вцепились в нефтяную перевалку провоцируя новую войну с непредсказуемыми последствиями.
Во-вторых: интерес к специфическому бизнесу нашего героя со стороны могущественных спецслужб западных стран и США. Ангел не без оснований опасался, что когда речь дойдет до экстрадиции, партнеры в погонах сдадут его без колебаний, «приватизировав» его активы в своих интересах.
В служебной записке итальянской полиции «Украинская мафия» Ангерт значится в перечне наиболее влиятельных одесских мафиози.
Сформировав огромную теневую империю и легализовав большую ее часть, в 1999 г. Александр Ангерт эмигрировал в Израиль, откуда и вел через доверенных лиц дела в Украине. В дальнейшем обширные деловые интересы в Европе побудили его покинуть Землю Обетованную и в 2001 году переехать в Лондон.
Революционные перемены в стране, побудили Ангерта и его давнего делового партнера лондонского бизнесмена русского происхождения Александра Жукова изменить структура контролируемых украинских предприятий. В середине 2000-х компаньоны вывели часть активов в офшоры. Другую часть Ангерт предпочел завуалировать, передав управление подконтрольным одесским бизнесменам.
К их пулу относится младший бизнес-партнер Ангерта – Игорь Учитель.
Игорь Учитель
Уполномоченный представитель Ангерта опекает одесскую ТЕЦ и схемы на нее завязанные, несколько строительных компаний, ресторанный бизнес в Аркадии и т.д.
Но все это лишь верхушка айсберга, основную прибыль бывший одесский авторитет получает от распила немалого городского бюджета, в чем ему всецело способствует мер Одессы Геннадий Труханов и большинство депутатского корпуса.
Под управлением доверенных лиц – Константина Ткача и Владимира Галантерника теневая империя Ангела функционирует исправно, поглощая все новые сферы жизнедеятельности Одессы – мамы.
Редакция ОРД осветила основные этапы жизнедеятельности бывшего соотечественника, а ныне жителя Лондона Александра Ангерта. Конечно без должного внимания остались не менее интересные темы, «авторство» которых приписывают герою нашей публикации, а именно – его роль в формировании и финансировании деятельности «красной бригады» «Марьянчука-Попеску» (более 90 процентов ее бойцов были милиционерами – бывшими и настоящими).
Арестованный в США Георгий Стоянов обвиняет своего давнего врага в том, что большинство заказных убийств, совершенных во второй половине 90-х годов в Одессе бандой Марьянчука, были совершены по заказу и оплачены Ангелом.
Впрочем, следствие в отношении бандитской группировки «Марьянчука-Попеску», обвинив членов ОПГ в совершении более двух десятков заказных убийств, постороннего влияния не выявило.
Также не чуждо нашему герою и участие в нескольких политических проектах, акциях благотворительности, но это уже совсем другая история.
Ну а пока Александр Ангерт проходит курс реабилитации в лучших клиниках Европы и Израиля сильные мира сего и того (криминального) проводят консультации и сходки, решая судьбу бизнес-активов Ангерта (в случае чего) и обсуждая кандидатуру возможного преемника. Но повременим, дождемся новостей о состоянии здоровья явно неординарного жителя Земли Александра Ангерта (Ангела).
Сергей Никонов, «ОРД»