«Война матрёшек»: зачем России газовый кризис?
Москва думает, что затягивает газовую удавку на шее Европы и Украины. На самом деле она затягивает ее на себе. С самоубийственным восторгом.
«Запасы газа в ПХГ Европы и Украины находятся на исторических минимумах.
Из европейских подземных хранилищ газа отобрано уже более 70% объема газа, закачанного в летний сезон.
Запасы газа в ПХГ Украины «провалились» ниже 12 миллиардов м3», — сообщили в «Газпроме».
Такую цитату приводит сегодня «Укринформ».
В течение прошлого месяца подобными сообщениями ТАСС и «РИА Новости» постоянно то ли радовали россиян, то ли «кошмарили» европейцев с украинцами. Действительно ли все так страшно?
Действительно ли в Европе газовый кризис?
Если он и есть, то именно Москва его и спровоцировала. К такому выводу пришел Оксфордский институт энергетических исследований:
«Настоящим шоком для рынка стало именно сокращение поставок газа из России в четвертом квартале 2021 года. Уровень упал до менее чем трети от обычного.
Причин для этого две: геополитическая — для давления на Еврокомиссию, чтобы она утвердила «Северный поток-2», и экономическая — для поддержания высокой цены».
В свою очередь, аналитик нефтегазового сектора, партнер независимого агентства RusEnergy Михаил Крутихин ставит под сомнение обе причины.
В России утверждают, что это ФРГ якобы именно по политическим причинам срывает сертификацию газопровода.
По мнению Крутихина, это делает именно «Газпром». Потому что «Северный поток-2» для Москвы более выгоден в нерабочем состоянии, нежели в рабочем.
Ведь так его можно лучше использовать – как инструмент политического давления. Потому что если газопровод будет сертифицирован, то другого геополитического козыря в российском рукаве нет.
Сокращение поставок на фоне пиковых цен противоречит тезису о поддержании цены на высоком уровне из-за чисто финансового интереса (что было бы естественно для любой бизнес-компании).
Российские медиа в прошлом месяце с каким-то самоубийственным восторгом регулярно сообщали о том, что «Газпром» не забронировал мощности для транзита природного газа через Польшу по газопроводу «Ямал-Европа».
Так ради чего тогда был спровоцирован этот искусственный кризис, если не для сертификации «Северного потока-2» или получения сверхприбылей?
Не в последнюю очередь — ради желания «наказать Украину». Но это только одна из российских «матрёшек». Их, по мнению все того же Крутихина, по меньшей мере пять.
Первая. «Северный поток-2» — отдельный случай, когда «Газпром» требует, чтобы Европа отказалась от своих антимонопольных правил.
Вторая. Гибридная война с Украиной, стремление лишить ее транзита газа, плюс ограничения в доставке угля, поставках электроэнергии, в частности через Беларусь.
Третья. Москва начинает показывать Европе, что именно она командует на ее газовом рынке.
Четвертая. Противодействие «зеленому переходу».
В российской официальной доктрине энергобезопасности говорится, что все возобновляемые источники представляют угрозу для РФ, а не стимул к развитию.
Пятая матрёшка — самая большая. Это российская диктаторская политическая система, которая противостоит демократической политической системе большинства стран Европы.