Бойко под флагом ЕС, Медведчук с компроматом. Как ОПЗЖ разлагается и думает о реванше

Бойко под флагом ЕС, Медведчук с компроматом. Как ОПЗЖ разлагается и думает о реванше
Бойко под флагом ЕС, Медведчук с компроматом. Как ОПЗЖ разлагается и думает о реванше

ОПЗЖ под запретом, поэтому нардепы от одноименной фракции залегли на дно. Они голосуют за все инициативы власти и конструктивные как никогда. Часть ОПЗЖшников вообще создала отдельную группу, настроенную на тесное сотрудничество с Банковой.

Об  этом говорится в статье Liga.net.

«Их политическая судьба полностью в руках ВСУ, – считает нардеп от Слуги народа Никита Потураев. – Призрачный шанс у них появится только тогда, когда ВСУ выйдут на линии разграничения на 23 февраля. Сейчас у них избирателей нет».

Но Юрий Бойко и компания уже просчитывают, как они могут попасть в следующую Раду. В планах: откреститься от России и удариться в социализм и популизм.

Какие группы влияния остались после ОПЗЖ, как экс-«слуги» помогли одной из них создать отдельную парламентскую силу и чем Виктор Медведчук может навредить однопартийцам.

Распад ОПЗЖ начался задолго до 24 февраля. Партия никогда не была крепкой структурой, имея три группы влияния. О них мы подробно писали здесь.

В 2018 году, стиснув зубы, кланы Юрия Бойко/Сергея Левочкина, Виктора Медведчука/Вадима Рабиновича и Вадима Столара объединились ради похода в парламент под вывеской ОПЗЖ. Но не стали близкими партнерами, сохраняя натянутые отношения.

Судебный процесс над Медведчуком стал миной замедленного действия для будущего ОПЗЖ, российское вторжение лишь ускорило детонацию. В марте Совет нацбезопасности и обороны приостановил деятельность ОПЗЖ, в апреле аналогичная судьба постигла одноименную фракцию.

«Мы месяц придумывали с Малюськой (министром юстиции. – Ред.) и Стефанчуком (спикером парламента. – Ред.), как запретить ОПЗЖ в парламенте, – говорит один из руководителей Офиса президента. – И придумали не совсем законную конструкцию, когда Корниенко что-то зачитал и распустил».

Жесткого противодействия со стороны экс-членов ОПЗЖ не было и вряд ли будет. «Не выглядело, что они были в шоке от решения о запрете», – вспоминает один из нардепов фракции Голос. Часть ОПЗЖ даже голосовала за свой запрет.

Суто Мамоян, Нестор Шуфрич, Юрий Бойко и Григорий Мамко (фото – скриншот видео) eiqrtiqhxiqkhroz

Бойко относится к запрету ОПЗЖ совершенно спокойно. «Наша политическая сила всегда выступала за мирную кооперацию со всеми нашими соседями и партнерами. Но именно за мирное и равноправное, партнерское, а не принудительно-военное», – заявил он.

Сейчас бывшие ОПЗЖшники очень конструктивны, говорит нардеп от Слуги народа Никита Потураев. Они голосуют почти за все решения парламента и не подают тысячи правок.

«Они сидят и не отсвечивают, ничего не обсуждают как раньше. Голосуют за земельные вопросы, приватизацию. Понимают, что лучше сотрудничать», – рассказывает собеседник в руководстве фракции Слуга народа.

«МЕДВЕДЧУК МНОГО ЧЕГО СКАЗАЛ СБУ»

Для сохранения парламентской субъектности фракция ОПЗЖ переформатировалась в группу Платформа за жизнь и мир (ПЗЖМ), в которую вошло до 25 нардепов. Лидером определили Бойко, именно он отвечает за коммуникацию с руководством парламента. На согласительный совет от ПЗМЖ сначала ходил Шуфрич, потом – Григорий Мамка.

«Одним из приоритетов деятельности нашей депутатской группы я вижу поддержку деятельности власти по защите Украины и восстановлению ее экономики», – говорит Бойко.

По его словам, большинство депутатов новой группы «остались верными своему государству, пошли в ряды теробороны или занимаются решением гуманитарных вопросов на местах».

«Водораздел состоялся 24 февраля. Каждый сам определился со своим отношением к военному вторжению в Украину», – уверяет Бойко.

Группа в основном состоит из депутатов, зашедших в парламент по квоте «газовиков» (условное название группы Левочкина/Бойко). Но «убежище» предоставили и квоте Медведчука. В частности, Олегу Волошину, Василию Нимченко и Виктору Черному.

«Это союз ради большей цифры в графе «количество депутатов», – объясняет Потураев. – Чем больше депутатов в группе, тем больше политического веса. А кого включать в избирательный список на следующих выборах – это другой вопрос».

На политическом рынке люди Медведчука никому не нужны, уверен политолог, директор Агентства развития Приазовья Константин Батозский. «Ни одна партия не заинтересована в вовлечении этих людей в свою команду», – говорит он.

Похоже, это понимают и в крыле Медведчука. Вадим Рабинович еще 3 февраля улетел в Израиль и до сих пор не вернулся. Волошин уехал в Беларусь, соратник Медведчука Тарас Козак – в России.

За рубежом представители других групп влияния, сообщили три собеседника в парламенте. В частности, Наталья Королевская с мужем Юрием Солодом, Сергей Левочкин с сестрой Юлией. Также в парламенте не видели Вадима Столара.

Но свое слово должен сказать Медведчук, считает Батозский. «Мы не знаем, было ли видео СБУ о Порошенко его единственным откровением, – объясняет он. – Медведчука будут «катать» по полной, и он расскажет все: как Россия спонсировала, сколько Медведчук привез денег из Москвы и кому их давал».

«Медведчук понял, что он как обменный фонд не ценен для России, поэтому пытается поднять ставки, – говорит нардеп от Слуги народа и представитель президента в Конституционном суде Федор Вениславский. – То есть если его не обменяют, то он может рассказать еще больше».

Собеседник издания в Службе безопасности прямо не ответил на вопрос по поводу показаний Медведчука на однопартийцев, но намекнул, что кум Владимира Путина «много чего сказал». «Опубликовано далеко не все», – сказал он.

НОВОЕ ДОВЕРИЕ ДЛЯ БАНКОВОЙ

За несколько дней до решения СНБО из ОПЗЖ вышел столичный застройщик Вадим Столар, по квоте которого в парламент вошли пять нардепов. Столар уверяет , что решение о выходе из фракции принялл еще 24 февраля, когда ее руководство «не смогло сформулировать позицию по осуждению агрессии РФ против Украины».

Вместе с ним вышли харьковские бизнесмены Александр Фельдман и Игорь Абрамович. Последний является партнером по газовому бизнесу бывшего регионала Виталия Хомутынника и экс-помощником Фельдмана. Осенью журналисты фиксировали встречу Абрамовича с Давидом Арахамией, лидером фракции СН.

«Не знаю, как Абрамовича занесло в ОПЗЖ. Ему больше подходит Доверие», – иронизирует один из руководителей СН.

Именно вокруг Абрамовича после ликвидации ОПЗЖ начала выстраиваться новая депутатская группа. Ее собирали не менее месяца, поскольку экс-ОПЗЖшников было только 13 и нужно было найти еще четверых желающих.

На помощь пришли бывшие «слуги». В частности, Александр Юрченко (фигурировал в скандальном ДТП летом 2021-го), Артем Дмитрук и Олег Воронько (на момент создания группы – члены межфракционного объединения экс-спикера Рады Дмитрия Разумкова).

Последним решающим кадром стал Максим Ефимов, краматорский бизнесмен и экс-регионал. В этом созыве входил в лояльную к Банковой группу Доверие. Ефимов вместе с Абрамовичем стали главами группы под названием Восстановление Украины.

«Группа Абрамовича будет больше, чем Доверие, им дадут какую-то должность в комитете», – говорит собеседник в руководстве СН.

Столар считает, что сегодня все депутаты «должны сплотиться вокруг президента и Украины для защиты государства». «Сейчас это не просто Офис Президента. Сегодня это – ставка Верховного Главнокомандующего, который каждый день борется за страну. Поэтому и я, и все мы за него», – объясняет он.

В то же время Потураев отвергает связь новой группы с Банковой. «Они бизнесмены и прагматики. Им нужно быть в нормальных отношениях с властью, – объясняет он. – Группа – это формализация твоего присутствия в Раде. Если ты набрал людей на группу – у тебя совсем другой статус. Это возможность участвовать в согласительном совете. У тебя есть политический вес».

Но нардеп признает: Слуге народа будет «легче понимать, с кем договариваться», в случае сложных парламентских решений.

По мнению Батозского, группе Восстановление не имело смысла оставаться под крышей ПЗЖМ. «Своя группа – это ресурс для связей с ОП. Лучше иметь что-нибудь свое, чем идти в старом фарватере. Так с тобой будут договариваться. У них маленькие проблемы на уровне округов и городов», – добавляет он.

КОЛАБОРАНТОВ ИЗГНАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ

На местном уровне ситуация другая. Здесь фракции ОПЗЖ в большинстве регионов либо самораспустились, либо переформатировались в группы. «Они сейчас в режиме ожидания, что мы будем с ними делать, – рассказывает один из руководителей ОП. – Ведь на это большой общественный запрос. Но мы еще не решили, как это сделать, чтобы не грохнуть кворум в советах. В 40 советах не будет кворума, потому что есть ряд решений, принимаемых двумя третями».

Сейчас, по его словам, в парламенте пытаются решить этот вопрос отдельным законопроектом. «Экс-ОПЗЖ сейчас торгуется за местные советы. У них около тысячи депутатов по всей стране. Поэтому они не очень хотят, чтобы их всех «ликвидировали» одним решением. Но все равно мы выйдем на их отзыв, вопрос только в механизме», – добавляет собеседник.

Он напомнил, что осенью должен был заработать механизм отзыва депутатов местных советов, но он не был законодательно налажен. Поэтому открытые коллаборанты до сих пор остаются депутатами.

В Запорожской области гауляйтер Евгений Балицкий до сих пор является депутатом облсовета. В Мариуполе девять депутатов от ОПЗЖ перешли на сторону оккупантов. А городской голова Купянска от ОПЗЖ Геннадий Мацегора сдал город российским войскам.

КАК ОПЗЖ ПЛАНИРУЕТ ВОЗРОЖДАТЬСЯ

Нынешняя стратегия экс-ОПЗЖ очень напоминает события февраля 2014-го, когда в разгар Революции достоинства Партия регионов разложилась на несколько депутатских групп, которые были тише воды ниже травы.

«Их политическая судьба полностью в руках ВСУ, – считает Потураев. – Призрачный шанс у них появится только тогда, когда ВСУ выйдут на линии разграничения на 23 февраля. Сейчас у них избирателей нет. Часть в оккупации, часть в эвакуации».

ОПЗЖ как франшиза и проект – это уже история, убежден Батозский. «Это отыгранные игроки. Мне трудно представить, с какой риторикой на выборы пойдут Волошин или Королевская, – объясняет он. – Они знают только одну песню о бедности, грязи и дружбе с Россией. Плюс из-за оккупации они теряют ресурсы. Из России денег уже не получат, потому что для Путина они предатели. Поэтому вопрос, хватит ли у них ресурсов на будущие выборы».

Непонятен и электоральный потенциал экс-ОПЗЖ. «Электорат ОПЗЖ состоял из двух слоев. Нижний фундаментальный слой – люди, которые были не за Россию, а за Советский Союз. И сейчас эти люди мигрируют в социализм и популизм. К условной Юлии Тимошенко, – говорит один из руководителей Слуги народа. – Поэтому на уровне отдельных политиков они могут перезагрузиться в партию промышленников».

«У фигур точно есть будущее. У них есть личный рейтинг, – считает собеседник в руководстве СН. – Бойко может выйти и сказать что «ОПЗЖ была ошибкой, а сейчас мы, промышленники, восстанавливаем и делаем сильную экономику».

По словам собеседника, Зеленский после войны намерен строить экономику, где большому бизнесу места будет очень мало. Поэтому тот же Бойко с имиджем директора завода может попасть в часть электората, которая будет вестись на риторику о восстановлении промышленности.

«Плюс они могут вспомнить, что когда-то были за евроинтеграцию, но Янукович все испортил», – предполагает один из руководителей ОП. Его предположение, похоже, быстро становится реальностью. Недавно Бойко на фоне флага Евросоюза отрапортовал о встрече с послом ЕС в Украине.

Юрій Бойко (фото – скріншот відео)

В окружении Бойко подтверждают, что новый политический проект с его участием будет левого спектра и будет отстаивать социально-экономические вопросы. «Будет запрос на восстановление страны и экономики, и новая партия Бойко будет отвечать на него», – говорит соратник Бойко.

Но под лозунгами социальной справедливости на выборы пойдет не только условная партия Бойко, подчеркивает Потураев. Одним из главных конкурентов на этом электоральном поле Юлия Тимошенко.

«Электорат ОПЗЖ – это бедные и нуждающиеся люди. Сейчас таких станет больше. Но проблема в том, что большинство этого электората будет понимать, что они обеднели не из-за бестолковой власти, а из-за Путина», – считает Потураев.

В то же время на местном уровне у экс-ОПЗЖшников проблем с политическим будущим меньше. «Если политик не зашкварился откровенным коллаборационизмом и остался на проукраинской позиции, то людям будет фиолетово, под каким брендом он пойдет на выборы, – объясняет Потураев. – Люди хотят голосовать за тех, кого они знают».

Сторінка для друку

Коментарі:

comments powered by Disqus