Миллионы на русского Репина. Сколько денег вывел Порошенко, скупая шедевры живописи?

Миллионы на русского Репина. Сколько денег вывел Порошенко, скупая шедевры живописи?
Миллионы на русского Репина. Сколько денег вывел Порошенко, скупая шедевры живописи?

Сколько бы в Украине ни говорили о политических преследованиях, финансовые дела у самих «преследуемых» идут неплохо.

Пятый президент, лидер «Европейской солидарности» Петр Порошенко закончил 2021 год на 7-й строчке рейтинга богатейших украинцев. Forbes оценил его состояние в $1,6 млрд. Наличными пятый задекларировал, натурально, тонну денег: около 423 млн грн и $51,2. Но это примерный подсчет. Сколько реально денег у Порошенко, возможно, не сможет сосчитать даже он сам. 

Порошенко обещал продать весь свой бизнес сразу после избрания президентом в 2014 году. Однако выполнил свое обещание после завершения каденции. Чтобы спасти свои деньги от арест, он переписал ключевые бизнес активы на старшего сына Алексея, сообщило «Слідство. Інфо». В том числе корпорацию Roshen и порядка 50 связанных с ней компаний, а также агробизнес. Ранее он избавился от медиа — передал 100% корпоративных прав в телеканалах «5 канал» и «Прямой» медиахолдингу «Свободные медиа». Лично Петру Порошенко сейчас принадлежит около десятка компаний, в том числе известный фитнес-клуб «5 элемент», несколько квартир, имение в Козине за 30 млн грн. Этот перечень имущества неполный. Как и подобает олигарху, Порошенко тщательно скрывает весь список активов, их реальную стоимость и происхождение. 

Например, в декларации за 2020 год он указал коллекцию объектов живописи, в которую входит свыше 80 картин, включая работы русских и украинских художников XIX-XX веков, старых мастеров, а также современных — импрессионистов и сюрреалистов. Известно, что семейная коллекция начала формироваться в 80-90-х годах. В ней  оригиналы Малевича, Айвазовского, Репина, Хмелюка, Платонова, Бенуа, Джордано и других. О том, что Петр Алексеевич ценитель живописи, большинство украинцев узнали в прошлом году, когда ГБР открыла против Порошенко дело, связанное с ввозом на территорию Украину 43 картин, купленных на аукционах Кристи и Сотби. Пятому вменяли сокрытие произведений искусства от таможенного контроля. Он в ответ решил потроллить следователей и вместо того, чтобы явиться на допрос, лично открыл выставку этих картин в Музее Гончара. Дальнейшие события транслировались по всем каналам: попытка ГБР вручить Порошенко подозрение привела к столкновениям правоохранителей с его сторонниками непосредственно в здании музея. Суд дважды накладывал на картины арест, а Порошенко дважды их выставлял, повторно — за металлическими решетками. 

Вопросы тогда вызвали не только действия силовиков, но и самого Порошенко. Как писал Сергей Лещенко, картины завезли в Украину якобы с целью проведения вернисажей на территории Почетного консульства Сейшельских островов в Украине. «Это удобный способ избежать пояснений в отношении денег, размещенных на зарубежных счетах неких компаний и потраченных на картины для Порошенко», — уверен Лещенко. Само консульство, по его данным, расположено по одному адресу с фитнес-клубом Порошенко: ул. Электриков, 29А в Киеве. «Возможно, Порошенко как дипломат со стажем решил, что в «5 элементе» действует юрисдикция Сейшелов. Ведь свою коллекцию картин Порошенко тоже в обход контролирующих органов завозил для нужд Почетного консульства Сейшельских островов в Украине», — говорится в telegram-канале Лещенко. 

В череде последующих уголовных дел в отношении пятого президента о картинах подзабыли. Следствие до сих пор не дало ответа на вопрос, действительно ли закон был нарушен, хотя целый ряд фактов указывает именно на это. Во-первых, Порошенко скрыл информацию о стоимости полотен и внес в декларацию неправдивые сведения. В соответствующем разделе указано: «Не известно». На сайте одного из аукционных домов Москвы цены на оригиналы картин Айвазовского достигают 5 млн руб., Левитана и Репина — 4 млн руб., работы Малевича на мировых аукционах пускают с молотка за десятки миллионов долларов. 

Порошенко точно знает, сколько потратил на картины. Хотя бы потому что 13 сентября 2013 года он в качестве оплаты за часть из них перечислил свыше 4,8 млн фунтов стерлингов на счет компании «VERNON HOLDINGS LIMITED» в Raiffeisen BANK International AG AM (Австрия). В тот лот входила и картина Репина «Козаки на Черном море». «Vernon Holdings Ltd владела акциями Липецкой фабрики «Рошен» Петра Порошенко, то есть была связанным юрлицом. А бенефициаром этого офшора был формальный собственник корпорации «Рошен» — Сергей Зайцев. Выходит, что Петр Порошенко купил картины сам у себя и вывел из Украины миллионы на Британские Виргинские острова», — писал Антикор. 

Как показало глобальное расследование OCCRP, такую схему пятый президент использовал не раз. По данным журналистов, Порошенко контролировал как минимум 6 оффшорок для легализации многомиллионных транзакций на шедевры живописи и скульптуры. Так, в 2009-2012 годах его семья купила через Vernon Holdings элитную итальянскую мебель за $100 тыс. В 2012 с помощью еще одного оффшора — Linquist Ltd — пятый президент приобрел скульптуру Сальвадора Дали за $338,5 тыс. Эта же фирма помогла Порошенко продать миноритарный пакет в медиахолдинге UMH group. Все эти оффшорки были связаны между собой долговыми соглашениями, которые использовались для смешения денег. «Бывший президент Украины покупал дорогостоящие произведения искусства через оффшорные компании, пока австрийский банк закрывал глаза, включив в собственников компаний вместо самого Порошенко его соратника Сергея Зайцева», — цитирует «Слідство. Інфо». 

Симптоматично, что даже пополнение личной (!) коллекции живописи и вывод из страны десятков миллионов долларов Петр Алексеевич сумел подать патриотично. «Мы хотели вернуть Украине и украинскому народу то, что принадлежит им по праву», — заявлял он журналистам. Но народу он, как минимум, ничего не вернул. А как максимум, оплатил свои шедевры за его счет. Потому что оффшор — это всегда об уклонении от уплаты налогов. Рано или поздно следствию придется дать правовую оценку этим фактам. А когда состав преступления очевиден, избежать ответственности труднее. Даже сакральной жертве «политических репрессий».

Сторінка для друку

Коментарі:

comments powered by Disqus